Главная / Теория конкурентной разведки / Конкурентная разведка или что?

Конкурентная разведка или что? (Competitive intelligence or what?). Ющук Евгений Леонидович

 Автор: Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ

Пройдя школу российского бизнеса 90-х годов и приведя в систему приобретенный опыт в Уральском государственном техническом университете на кафедре экономики, я почувствовал необходимость окунуться глубже в перипетии рынка. На глаза попалась серия книг, в основном российских авторов с вариантами названий «Конкурентная разведка».
Название броское и интригующее. Книги, естественно, быстро раскупались. К сожалению, далеко не той аудиторией, которая должна бы стать потребителем такого рода знаний. Углубился в чтения и я.

По мере чтения появлялось ощущение погружения в серую зону между традиционным маркетингом и учебными пособиями по ведению разведывательной и контрразведывательной работы, которые ещё лет 15 назад, наверняка имели гриф закрытости. Причем оперативно-розыскная и разведывательная деятельность, которая по закону, да и на уровне бытовой логики должна быть прерогативой государства, во многих случаях превалировала над маркетингом.

Я не ставлю задачу делать обзор этой литературы, на которую в известной степени похожа и часть ставших мне доступными публикаций западных авторов. В ней есть, несомненно, ценные обобщения. Некоторые же мысли хотел бы высказать и, может быть, предложить дискуссию.

Термин, который точно отражает суть задачи, обладает материальной силой и ведёт за собой.

Куда ведёт российского читателя в упомянутой литературе термин «разведка»? За редким исключением (например, «геологоразведка», с её воспетой романтикой 30-70-х годов прошлого века), потенциальный читатель этих книг оказывается в мире понятий, относящихся к компетенции правительственных специальных служб. Здесь, на мой взгляд, авторы рассматриваемой литературы становятся невольными жертвами своего профессионализма. Профессионализма в прошлой профессии – полиции или спецслужбах. Как для врача естественно свободно рассуждать о болезнях, пользуясь профессиональной терминологией или для адвоката является нормальным говорить «я пошел в тюрьму», так и для авторов этих книг за терминологией стоят обыденные вещи. Не обманываясь и не очаровываясь терминами, эти авторы рассуждают о сути проблем. Но обыватели (те, кто не работал в спецслужбах), невольно для автора оказываются введенными в заблуждение. В одной из таких книг я прочел даже такую «маркетинговую» информацию как классификация агентуры в Древнем Китае.

Довольно произвольно переведенное на русский язык английское слово “intelligence”, известное большинству русскоговорящих читателей только в одном значении – «разведка в контексте шпионажа», получило широкое распространение и полностью заменило все остальные значения, относящиеся к сбору информации. Тем более далеко оно от того, что называют «переводом по смыслу».

Куда же поведет из «серой зоны» формирующийся пласт знаний заинтересованного в нем потребителя? В мир детективных действий и в состояние конфронтации с правоохранительными органами, от чего предостерегал ещё Остап Бендер? Или станет действенным инструментом в руках руководителей крупных и средних (в основном) компаний, заинтересованных в рамках (или на грани) закона получать, проверять, анализировать упреждающую информацию, помогающую им сохранять и наращивать свой коммерческий потенциал в условиях острой конкурентеной борьбы.

«За гранью» хотелось бы видеть руку закона, защищающего цивилизованную систему рыночных отношений.

Характерно в этой связи отметить, что наибольший первоначальный интерес к курсу лекций с названием «Конкурентная разведка» проявили не предприниматели, а представители частных сыскных агентств и охранных предприятий.

На мой взгляд, наиболее правильной была бы ситуация, когда первые лица компаний могут при наличии ресурсов получать информационно-аналитическое обеспечение принятия важнейших решений. Для этого не требуется большой аппарат. Но это должны быть хорошо подготовленные сотрудники, которые, опережая маркетинг, прощупывают легальными методами прежде всего вероятные риски и потенциальные возможности компании. Это не служба безопасности коммерческой коммерческой структуры, не отдел маркетинга (хотя взаимодействие между всеми тремя подразделениями должно быть). Это – небольшая структура, пользующаяся полным доверием руководства компании и работающая по определяемым им приоритетным задачам, решение которых позволяло бы компании, подключая затем свои другие структурные подразделения, обеспечивать наиболее благоприятное для себя решение задач на рынке

В этой статье затронута лишь начальная, но во многом определяющая ход мысли читателя, часть проблемы выживания компании в конкурентной борьбе. Хотел бы в этой связи предложить обсудить смысловую корректность понятия «конкурентная разведка», и предложить авторам и их читателям, особенно русскоговорящим, заменить термин «конкурентная разведка» на более отвечающий существу темы и менее одиозно звучащий.
Скажем, «Маркетинг рисков и возможностей», «Конкурентный маркетинг», «Опережающий маркетинг», «Опережающее реагирование», «Современная технология управления конкурентным превосходством, «Достижение конкурентного превосходства в условиях неопределенности» и т.п.
Возможны, думаю, и другие определения, выводящие изучаемую проблему из лабиринта зависимости от терминологии спецслужб и связанного с этим смешения сущности понятий.
Что касается реже встречающегося термина «конкурентная контрразведка», то функцию «контрразведки» логично было бы передать в службу безопасности компании, но в терминологии Положения об этой структуре, которая в отдельных случаях на совершенно легальном основании может взаимодействовать и с правоохранительными органами в пресечении попыток незаконного проникновения в секреты компании, которые могут носить и государственный гриф закрытости.

Евгений Ющук,
г. Екатеринбург,
2004 г.

Разместить Вконтакте Разместить в Твиттере Разместить в Фейсбуке Разместить в Живом Журнале
Вернуться к списку

Еще в этом разделе:

Конкурентная разведка и промышленный шпионаж

Служба Безопасности может работать не только на «земле»

Конкурентная разведка и небольшие компании. Ющук Евгений Леонидович.

Почему нельзя переоценивать роль Интернета в конкурентной разведке.Ющук Евгений Леонидович.

Дмитрий Петряшов. Аудит сбыта как условие для повышения эффективности продаж.

Кейс. Конспектирование как способ анализа текстов. Ющук Евгений Леонидович.

Конфликты потребителей и компаний в социальных сетях. Проблемы и решения. Ющук Евгений Леонидович

Основы борьбы с негативом на Интернет-форумах. Использование Интернет-форумов в информационных войнах. Евгений Ющук.

Постоянные анонимные ники на Интернет-форумах. Уязвимости и тактика противодействия. Ющук Евгений Леонидович.

Кейс. Получение от конкурентов информации о лучших рекламоносителях

Аналитик должен уметь абстрагироваться от опыта. И оценивать только факты. Ющук Евгений Леонидович.

О домыслах. К вопросу работы с людьми в Конкурентной разведке. Ющук Евгений Леонидович.

Кейс. Пример социальной инженерии.

Бизнес-разведка: законные методы и запрещенные приемы. Ющук Евгений Леонидович.

Берсенёв В.Л., Ющук Е.Л. Феномен конкурентной разведки: основы теоретического анализа / Препринт.

Кейс о классике разведки: «Читайте СМИ, расположенные максимально близко к объекту»

Конкурентная разведка и Закон об ОРД. Адаптация методов спецслужб к гражданскому обороту — конкурентной разведке.

Немного из науки. Институционализация конкурентной разведки, или о том, надо ли срочно делать «Закон о Конкурентной разведке»

Разведка, Конкурентная разведка и мой конспект генерала Плэтта. Ющук Евгений Леонидович.

Три законных технологии конкурентной разведки, об «этичности» которых больше всего споров

Современный промышленный шпионаж (Видео). Ющук Евгений Леонидович.

Лекции Андрея Масаловича по конкурентной разведке.

Александр Митрофанов - об особенностях современной работы с информацией

Установление адреса по фото интерьера и фасада объекта

Кейс из моей практики. Социальная инженерия «под чужим флагом». Ющук Евгений Леонидович.

Конкурентная разведка в «Высшей лиге» бизнеса. Евгений Ющук.

Классический кошмар аналитика: интерпретация поведения объекта. Ющук Евгений Леонидович

Конкурентная разведка – источники информации и организация работы с ними. Александр Кузин, Евгений Ющук.

Блогеры и СМИ - перспективы взаимоотношений. Евгений Ющук.

Краткая история развития конкурентной разведки в России. Как я ее вижу. Евгений Ющук.

Елена Ларина. Чем отличается разведанализ от бизнес-анализа.

Личное экспертно-аналитическое поле крупного руководителя

Кейс. О пользе анализа текстов. Ющук Евгений Леонидович.

Оперативно-розыскные мероприятия и Конкурентная разведка. Ющук Евгений Леонидович.

Национальные угрозы России: Когнитивное оружие

Информационная война органично интегрирована в обычную войну - теперь и Россией

Ющук Евгений Леонидович: комментарий LifeNews об информационном компоненте в истории с малазийским Боингом в ДНР

Что такое Конкурентная разведка и роль Евгения Ющука в ней

К вопросу о том, чем занимается Конкурентная разведка

Конкурентная разведка и Уголовный Кодекс

Образец открытого отчета разведки США. На примере истории с кибератаками

Кейс. Факты в разведке ничего не значат

Уровни реализации задач Конкурентной разведки в политике, бизнесе, госуправлении

Негативно-имиджевая война. Побеждает тот, кто стреляет вторым, но попадает первым

Вернуться к списку

Корпоративные курсы Евгения Ющука по Конкурентной разведке. Адаптируются под потребности заказчика. Много практики. Решение конкретных задач предприятия.
«Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе» - книга уже в продаже!
«Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей» - второе издание уже в продаже!

Мои сайты

Ci-razvedka.ru

Razvedka-internet.ru

Yushchuk.livejournal.com

Фейсбук Евгения Ющука

 

ПРИМЕРЫ РАССЛЕДОВАНИЙ ЕВГЕНИЯ ЮЩУКА ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ

 

* "Правый сектор" - организация, запрещенная в России по решению Верховного суда

Еще примеры расследований Евгения Ющука, выполненных по открытым источникам, можно посмотреть здесь.