Евгений Ющук: Или все наденем маски, или лапу будем сосать от голода. Когда Екатеринбург выйдет с карантина?
04 Мая 2020
Меня попросили написать колонку по теме: «Как Свердловской области и Екатеринбургу выйти с карантина и начать жить?». Я согласился.
Оценка «Отлично» по этому предмету подтверждает, что я в теме ориентируюсь достаточно для того, чтобы сделать выводы из прочтения материалов российских и иностранных научных изданий, а также из личных наблюдений.
Ющук Евгений Леонидович
специалист Конкурентной разведки, почётный профессор. Окончил УГТУ-УПИ в 2000 году. Кандидат экономических наук. В 1989 году окончил лечебно-профилактический факультет Свердловского медицинского института. Работал врачом-пульмонологом. Затем окончил Клиническую ординатуру по специальности «Общая терапия». Медицинский стаж – 11 лет
Чтобы понять, как выходить из карантина, нужно понять, с кем мы боремся и почему вообще введен карантин (пусть пока и лайт-версия, но, если население переймет «Высокинский-стайл», то и «хард», как в Москве, не за горами).
Есть вирус. Он стремится попасть из одного человека в другого. При этом вирус не бегает за людьми и не сидит в засаде. Он просто вылетает со слюнями при разговоре, чихании и кашле. Летит на полтора – два (при чихании «от души» - до четырех) метров. Некоторое время (до двух минут примерно) висит аэрозолью в воздухе. Это – основной путь передачи. Может еще с дверных ручек попасть – если кто-то, покашляв в кулак, открыл дверь, а следом за ручку взялся другой человек, который затем потрогал лицо.
Вариантов борьбы с вирусом, в связи с этим, не так много, зато они простые, понятные и осуществимые.
Надеваем на всех маски в общественных местах
Тут важно понимать следующий момент. Обыкновенная медицинская (гигиеническая) маска, доступная всем, защищает ОТ того, на ком она надета. Это известно всем инфекционистам, и это публично говорил недавно и.о. директора НИИ гриппа Дмитрий Лиознов – если вам необходим авторитет по этому поводу.
Да, есть маски, защищающие того, на ком они надеты – но это совсем другой аксессуар, не тот, что доступен каждому под названием «маска». Скептики возражают: мол, ВОЗ сообщала, что маску нужна больному, зачем тогда всеобщий масочный режим? Проблема в том, что при инкубационном периоде до 14 дней и массовом бессимптомном течении неизвестно, кто здоров, а кто нет.
Одноразовые маски или многоразовые – не имеет значения. Обеспечение гигиены маски – проблема её владельца, а не государства, как и своевременная смена им нижнего белья. Грязная маска окружающих от потока слюней тоже защищает, хотя это и неправильно.
Соблюдаем дистанцирование
Слово «дистанцирование» все уже выучили. Осталось понять смысл и начать реализовывать.
Смысл простой: чтобы вирус не долетел. Ему маска ограничит дальность, и он не долетит до другого человека. Чисто механически.
Проблема в обеспечении. Губернатор написал, что торговые точки должны обеспечить исполнение эпидмер на своей территории, а полиция наказывать за нарушение. В реальности, многие граждане исполняют предписания, но не все.
К примеру, владелец крупной местной торговой сети вообще прямо накануне введения масочного режима в Екатеринбурге заявил одному из СМИ Екатеринбурга , что, мол, как же он не пустит в магазин? Выручка же понизится и люди будут недовольны.
В Башкирии на этот вопрос уже наглядно ответили. На практике. Закрыли точки, которые не могли обеспечить противоэпидемические меры. Включая сетевые магазины крупных федеральных сетей. И, вроде как, наступило прозрение.
Кто бездействует и не штрафует? Полиция? Пусть перестанет бездействовать, возьмет журналистов с камерой и показательно проинспектирует точки. Роспотребнадзор выпишет штраф нерадивым продавцам, не принимающим мер, а полицейские - гражданам.
Мы же подразумеваем, что Губернатор в своём Указе не шутит, да и Высокинский, рассуждая без маски о масках, не врёт.
Поэтому первым делом надо оштрафовать главу Екатеринбурга Александра Высокинского несколько раз на 4 тыс. рублей. За злостное нарушение противоэпидемических правил – в частности, дистанцирования и масочного режима.
Вот, пусть главный санитарный врач по Свердловской области Дмитрий Козловских его и оштрафует – чтобы менее высокопоставленные начальники не забоялись.
А также объявить ему выговор по партийной части – за дискредитацию усилий руководства страны по противоэидемическим мероприятиям. У нас, вроде, в Единой России Виктор Шептий политсоветом руководит? Вот, пусть бы и инициировал наказание для непонятливого мэра. Заодно дал Высокинскому послушать выступление самого Высокинского – он там правильно рассказывает екатеринбуржцам, почему надо маски носить. А то, похоже, Александру Геннадьевичу собственные выступления слушать некогда.
И сделать это нужно как можно скорее – пока он не подцепил ковид и не «одарил» им журналистов и прочих граждан, с которыми общается. Причем маска у Высокинского есть. Но он ее снимает. Перед общением с людьми лицом к лицу. А потом вещает, как важно соблюдать противоэпидемические меры.
Я не знаю, стесняется ему это говорить главный санитарный врач Свердловской области, или же он говорит, но его не слушают, но факт остается фактом: население призывает носить маски человек, который, сам, как говорит население, демонстративно «забил» на это.
Штраф и партийное взыскание господину Высокинскому я бы показал по телевидению и описал в СМИ.
После чего рассказал бы населению – крайне далекому в массе своей от понимания противоэпидемических нюансов – почему ему (населению) нужно носить маски. И почему это нужно всему нашему обществу, чтобы не сосать лапу от голода.
Моем руки
К счастью, мы не в Индии и о том, почему руки надо мыть, у нас население в целом осведомлено. На этом подробнее останавливаться смысла нет.
Вот, эти три пункта, в отсутствие вакцины (а ее пока нет и когда она будет, можно лишь предполагать) способны эффективно затормозить распространение инфекции.
Именно на это направлены все усилия власти – прежде всего, сотрудников Роспотребнадзора, которые, в отличие от меня, вынуждены соблюдать субординацию и не могут говорить прямо, что они думают по поводу чиновников, плюющих на эпидмероприятия и подающих соответствующий пример гражданам.
Если мы сможем это обеспечить – то сможем и открыть заведения общепита, промтоварные магазины и магазинчики. В общем, всё, кроме совсем уж массовых мероприятий, где люди сидят или стоят плечом к плечу.
Да, в кафе между столиками станет по два метра. Да, обедающие будут какое-то время сидеть по одному.
Да, в маленькие магазины будут пускать по несколько человек и внутри они будут соблюдать дистанцию.
Но этому даже Почта России уже научилась.
«Даже» - потому что, на первых порах она была отрицательным примером: там толпы дышали в затылок друг другу.
Но мы сможем их хотя бы вообще открыть.
Проблемой останется общественный транспорт. Но тут иных вариантов, кроме контроля масок и увеличения количества единиц транспорта не придумать.
Полной «стерильности» не создать, но задача – затормозить распространение инфекции и не давать упасть в коллапс здравоохранению. Тогда те, кто нуждается в госпитализации, получат адекватное лечение. И прочие граждане – не ковидом болеющие – тоже. Инфаркты, инсульты, тромбозы и прочее никуда ведь не делись. Люди должны поступить в больницу и получить лечение – а для этого там должны быть свободные койки и здоровые врачи. Ковид же при бесконтрольном распространении занимает всё и даже больше. Именно поэтому, его и сдерживают в скорости распространения.
Япония именно на масках и дистанцировании смогла тянуть без карантина до 8 апреля, и потом ввела режим ЧС ограниченно, лишь на некоторых территориях.
А вот Швеция постепенно идет к коллапсу – несмотря на «лакирование» статистики, которое с тревогой отмечают жители
Самый интересный кейс у Южной Кореи. Там делали массовое экспресс-тестирование и высаживали в карантин не всех подряд, а тех, у кого положительный тест.
Если нам удастся повторить этот опыт – мы минимально пострадаем экономически и сохраним при этом жизни людей – как инфицированных ковидом, так и нуждающихся в текущей медицинской помощи. Если мы не сможем обеспечить дистанцирование и масочный режим, из-за того, что видите ли, собственники торговых сетей полагают, что не могут этим заняться, а полиция не проводит рейдов и не штрафует граждан – мы так и будем сидеть в перемежающемся карантине.
По принципу: «Открутили гайки – ужаснулись – снова прикрутили, но уже с рефрижераторами около больниц и госпиталем в ЭКСПО-центре».
Разъяснение гражданам азов распространения вируса и необходимости масок, дистанцирования и мытья рук – задача властей в альянсе с журналистами. Пиарщики Куйвашева прекрасно освоили метод провокации – думаю, их таланты и на создании у населения понимания необходимости элементарных противоэпидемических мероприятий сработают.
Но главное одно: если мы воспрепятствуем передаче вируса от человека к человеку – мы сможем выйти из карантина. Если нет – то нет.
Средний инкубационный период при Ковиде 5 дней (14 - максимальный).
Вспомните толпу в метро в Москве 15 апреля, а затем сопоставьте с ней количество выявленных инфицированных в Москве и Московской области, 19-20 апреля.
Так и будет, если просто наплевать на всё, и допустить привычные нам по прошлой жизни толпы без масок – в метро, в торговых центрах, на футбольных матчах и так далее. Вирус не умеет думать, он просто или попадает из человека в человека, или не попадает.
И ещё важный момент. Многие мыслят по принципу: «Меня или пронесёт, или вылечат». Особенно это характерно для молодых людей. Убеждать их носить маску и соблюдать дистанцирование, ради удобства незнакомых им граждан не то, чтобы совсем бесполезно, но многим правда наплевать.
Так что, без штрафов не обойтись. И тут надо обеспечить чтобы их реально взимали.
При благоприятном развитии событий, каждый инфицированный станет заражать менее одного человека – и эпидемия свернется сама.
При менее позитивном, нарастание будет идти медленно и мы, без перегрузки здравоохранения дотянем до вакцины. Или до иммунизации населения естественным путем. Эпидемия завершается после иммунизации естественным путем примерно 70% населения, а как скоро это население заболеет естественным путем – во многом зависит от того, с какой скоростью будут сдерживать распространение инфекции.
Это может вылиться в несколько волн, общей продолжительностью до года-полутора, по оценкам ряда специалистов.
Тогда у нас будет «Как в Японии», а еще лучше – «Как в Южной Корее»: когда и экономика на бок не ляжет, и люди будут живы и в основном здоровы. А не «как в Африке» - где, по данным французских специалистов, уже в мае ожидается почти полмиллиона инфицированных на 1.2 млрд. населения.
Евгений Ющук
Сайты Евгения Ющука
ОТЗЫВЫ О СЕМИНАРАХ ЮЩУКА ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВИЧА
ПРИМЕРЫ РАССЛЕДОВАНИЙ ЕВГЕНИЯ ЮЩУКА ПО ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ
* "Правый сектор" - организация, запрещенная в России по решению Верховного суда
Еще примеры расследований Евгения Ющука, выполненных по открытым источникам, можно посмотреть здесь.